Как смог переплести в себе тончайшие отзвуки древнерусской культуры, наследие Византии и вычурность русского барокко классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга?
Откуда «классические ножки» растут?
Эпоха барокко в Европе подходила к концу. А в Россию – только стучалась украшенным пальчиком. Екатерина Великая и Петр III провозгласили культ государственности.
А классицизм стал истинным воплощением «преобладания общественного над личным».
Эпоха господства этого стиля продлилась с 1760-х по 1830-е гг., пережив несколько стадий:
1. Ранний – безумная смесь классицизма с элементами рококо и барокко;
2. Строгий – полное отрицание классических пропорций и тенденций;
3. Высокий — упоение романтизмом, пришедшим из живописи и графики.
В эпоху господства классицизма сохраняли влияние и другие течения:
- Рококо;
- Псевдоготика;
- Сентиментализм.
Европейский классицизм был попыткой «выпрыгнуть» из невежества и человеческих пороков. В России же это архитектурное направление превратилось в разброс стилей и отход от продуманных пропорций классицизма.
В эту эпоху творили величайшие гении:
- Ж. Б. Валлен-Деламот;
- А. Ф. Кокоринов;
- Ю. М. Фельтен;
- К. И. Бланк;
- А. Ринальди;
- В. И. Баженов и другие.
Русский классицизм в архитектуре нашел отражение в строительстве:
- Классического типа дворца-усадьбы богатых представителей знати, дворян;
- Городских ансамблей центра г. Петербурга, Твери, Костромы, Ярославля;
- Дома Пашкова;
- Царского села;
- Проекте перестройки Кремля;
- Петродворце.
В этих и многих других архитектурных комплексах нашли отражение лучшие черты классицизма:
- Использование белых оттенков и насыщенных цветов: пурпурный, бирюзовый, зеленый, розовый;
- Строгие повторяющиеся вертикальные линии и идеальные горизонтальные линии;
- Симметрия;
- Использование античного орнамента, статуй, пилястр, ребристых колонн;
- Четкая геометрия форм и некоторая помпезность;
- Монументальные прямоугольные массивные конструкции;
- Украшение статуями, львами и сфинксами.
Всем своим видом классические интерьеры словно бы показывают: «Мы – дорогие и респектабельные. Мы достойны только императорских особ!».
Хрустальные подвески для люстр, дорогой фарфор, красное дерево и использование бронзы, шикарные рамы для дорогих зеркал, изысканный цветочный орнамент – здесь все говорит об удивительном величии и респектабельности былых времен.
Классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга
Комментариев нет:
Отправить комментарий